Часто задаваемые ответы. - Халявы не будет. - Стоит ходить чаще, показывать себя чаще, отвечать адекватнее, не ходить с нулевыми знаниями. - Каждую неделю после новогодних каникул будут допы., ещё допы будут 21 и 27 декабря в 16:00. - Официальных лекций и конспектов в электронном виде у Новикова нет. Презентации не хочет давать ни под каким предлогом. - Информацию нельзя получить из одного электронного источника, нужно изучать много книг. Под разными предлогами я сумел вытащить из него книгу, по которой можно готовиться. Например, БЖД от автора Белова. Ещё я выпросил главы, которые необходимо (но не достаточно) изучить: 4.1, 4.5, 5.2, 5.3, 5.4 (назвал далеко не все) Тест 1. Нормативные документы по организации труда. - конституция - трудовой кодекс - федеральный закон об основах охраны труда в рф - система стандартов безопасности труда (ССБТ) и его N подсистем - гигиенические нормативы - система строительных норм и правил - условия труда задаются ГОСТом - КЕО Физиология труда, виды и формы труда. (Белов, гл. 4.1-4.4) - формы труда: физический и умственный - у физического низкий КПД, требуется до 50% отдыха во время рабочего дня - для умственного характерна гипокинезия -- значительное снижение двигательной активности, плохо влияет на сердечно-сосудистую систему, длительная умственная активность плохо влияет на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти и восприятия - физиологическая классификация: - формы труда, требующие значительной мышечной активности - механизированные виды труда: быстрое утомление из-за однообразности и монотонности - формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством: монотонность, повышенный темп работы, утрата творческого начала - групповые формы труда (конвейер): ещё большая монотонность и однообразность - формы труда, связанные с дистанционным управлением: только следить за показаниями, при высоком уровне автоматизации активность стремится к нулю - формы умственного труда - операторский - управленческий - творческий (самый напряжный) - труд медицинских работников - труд преподавателей - труд учащихся и студентов Почему интеллектуальный труд вреднее других форм труда, как бороться с вредом? - интенсивная умственная работа либо активное общение - напряжение восприятия, внимания, памяти - высокая напряжённость труда (интенсивная работа мозга по получению и переработка информации) - нервно-эмоциональные перегрузки и стрессы (из-за ответственности, важности, срочности и т.п.) - длительное нахождение в неподвижном состоянии, возможно в неудобной позе, ведёт к замедлению обмена веществ и угнетению систем организма - длительное врабатывание - малые энергетические затраты на активность, значительные затраты – на работу мозга Как изменяется работоспособность и как поддерживать её на высоком уровне? (Белов, гл. 4.5) - лучше всего человек работает в периоды с 8 до 12 и с 14 до 17, хуже всего с 12 до 14 и с 3 до 4 - выделяют следующие фазы в рабочей смене: - фаза врабатывания -- нарастающая работоспособность (длительность от 1.5ч до 2.5ч в зависимости от типа работы) - фаза высокой устойчивости -- стабильная работоспособность, 2-2.5ч от типа работы - фаза снижения работоспособности - периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению устойчивости работоспособности, есть два типа - обеденный перерыв - регламентированные короткие промежутки отдыха - наивысшая работоспособность на 2, 3 и 4 днях рабочей недели - улучшить можно за счёт технологических средств и квалификации рабочих Как разные параметры микроклимата влияют на человека и как их регулировать? - Как разные параметры микроклимата влияют на человека и как их регулировать? - Человек выделяет тепло (от 85 Вт до 500 Вт) - Нормальное тепловое самочувствие, когда тепловыделение человека (Qтп) полностью воспринимается окружающей средой (Qто), т.е. Qтп = Qто. Жарко -> Qтп > Qто, холодно -> Qтп < Qто - Выделяют следующие типы теплообмена человека с окружающей средой: - конвекция (в результате омывания воздухом) - теплопроводностью - излучением на окружающие поверхности - процесс тепломассообмена (при дыхании + при испарении влаги) - При температуре 30+ градусов работоспособность человека начинает падать - Максимальная температура воздуха, при которой человек может дышать несколько минут без спец. средств -- 116. - Переносимость человеком температуры в большей степени зависит от влажности и скорости окружающего воздуха - Нормальное обезвоживание организма -- это потеря 2-3% массы тела, 6% -- нарушение умственной деятельности, 15-20% -- смертельный исход - Кроме воды вместе с потом выходят минеральные соли. Потеря соли приводит к проблемам сердечно-сосудистой системы. Специально для этого ставят автоматы с подсоленной водой в горячих цехах с расчётом восстановить баланс Чем естественное освещение лучше искусственного, чем лучше для работы человека и по каким параметрам это определяется (коэф. пульсации, цветопередача, ...): - Параметры: - яркость - освещённость - контраст с фоном - коэф. пульсации - показатель ослепленности - Преимущества солнечного света: - Повышает настроение - Укрепляет иммунитет - Усиливает работоспособность - Наилучшая цветопередача - Высокая интенсивность, недоступная искусственным источникам света - Учёт меньшего количества характеристик - Отсутствие резких теней - Основные требования к производственному освещению: - Достаточная освещенность - Равномерное распределение яркости - Отсутствие в поле зрения резких теней - Отсутствие прямой и отраженной блескости - Отсутствие колебаний освещенности - Необходимый спектральный состав светового потока - Удобство и простота в эксплуатации, долговечность, соответствие требованиям эстетики, электробезопасности, а также исключение возникновения взрыва или пожара - По возможности солнечное освещение Тест 2. Для каждого из списка ответить на вопросы (электроток, электромагнитные поля, лазер): - как действует на ткани и какие травмы наносит? - от каких параметров зависит тяжесть поражения? - как защищаться от них? Электрический ток: - зависит от силы и рода тока, времени его действия, пути прохождения через тело человека, физического и психологического состояния последнего - наиболее опасны те пути, при которых поражается головной или спинной мозг (голова - руки, голова - ноги), сердце и легкие (руки - ноги). - электрический удар, возбуждающий мышцы тела, приводящие к судорогам и остановке дыхания и сердца - электрические ожоги при прохождении тока через тело - избежать поражения: проводить работы с электроприборов после отключения их от сети Электромагнитные поля: - действия на организм электромагнитных полей определяетс частотой излучения, его интенсивностью, продолжительностью и характером действия, индивидуальными особенностями организма - ткани человеческого организма поглощают энергию электромагнитного поля, в результате этого происходит нагрев тела человека. Жидкие субстанции (часть тканей, кровь и т.д.) нагреваются из-за вихревых токов, а непроводящие (хрящ, сухожилия) - за счёт колебаний молекул диэлектрика. Интенсивнее всего влияет на органы и ткани с водой (озг, желудок, желчный и мочевой пузырь, почки). - из-за перегрева (превышение плотности потока энергии I = 10 мВт/см2) тело не может эффективно отводить тепло и это плохо сказывается на здоровье (тепловой удар, ожоги). - плохо сказывается на ЦНС - отключать электроприборы :) Лазеры: - различают импульсные и непрервные режимы работы - разные типы мощности (малой и средней мощности, мощные и сверхмощные) - предельно допустиые уровни интенсивности лазерного облучения зависят от характеристик излучения (длины волны, длительности и частоты импульсов, длительности воздействия) - наиболее чувствителен к воздействию лазерного излучения глаз человека (ожог сечатки, потеря зрения) - ожоги кожи - коллективная защита: защитные экраны и кожухи - индивидуальная защита: технологические халаты, изготовленные из хлопчатобумажной или бязевой ткани светло-зеленого или голубого цвета Из-за чего возникают взрывы и пожары? Какие опасные (поражающие) факторы создают эти взрывы и пожары, кроме основных (пламени и т.д.) Причины возникновения пожаров - неосторожное обращение с огнем - несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств - самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги Причины возникновения взрывов - Взрывы происходят за счет высвобождения химической энергии (главным образом взрывчатых веществ), внутриядерной энергии (ядерный взрыв), механической энергии (при падении метеоритов на поверхность Земли и др.), энергии сжатых газов (при превышении давления предела прочности сосуда - баллона, трубопровода и пр.) Опасные факторы пожара - открытый огонь и искры - повышенная температура окружающей среды и предметов - токсичные предметы горения, дым - пониженная концентрация кислорода - падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок Поражающие факторы взрывов - воздушная взрывная волна, оснвным параметром готокороя является избыточное давление в ее фронте - осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся обхектов, поражающее действие которых определяется количеством летящих осколков, их кинетической энергией и радиусов разлета. Что такое объёмный взрыв? Тест 3. Ваши действия при радиоактивном и химическом поражении? Допустим, вы дома и ждёте МЧС, что вы можете сделать и как подготовить квартиру? - Как только стало известно об опасности радиоактивного загрязнения, надо немедленно надеть противогаз на себя, на детей, а маленьких (до 1,5 лет) поместить в КЗД (камеру защитную детскую), можно надеть респиратор, при их наличии дома, а при их отсутствии противопыльную тканевую маску или ватно-марлевую повязку и следовать в защитное сооружение (убежище, ПРУ, подвал - Если защитное сооружение где-то слишком далеко и у вас нет средств защиты органов дыхания, оставайтесь дома. Включите радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции и слушайте сообщения и распоряжения штаба по делам ГО и ЧС. Закройте окна, двери, зашторьте их плотной тканью или одеялом. Закройте вентиляционные люки, отдушины, заклейте щели в оконных рамах. Убе рите продукты в холодильник или другие на дежные для защиты места. Создайте запас воды. Чтобы снизить тяжесть последствий ионизирующих излучений на орга низм человека, применяются специальные химические вещества (радиопро текторы). Они повышают защитные свойства организма, делают его более устойч ивым к ионизирующим излучениям. Как эвакуироваться? - При эвакуации из опасной зоны необходимо всем иметь респира торы или хотя бы ватно-марлевые повязки, а также аптечку индивидуальную АИ-2 с препаратами, ослабляющими дейст вие радиации. Противопыльная тканевая маска и ватно - марлевая повязка обладают несколько меньшими защитными свойствами, но все же в значительной мере защищают человека. Чтобы избежать поражения кожных покровов, на до использовать плащи с капюшонами, накидки, комбинезоны, резиновую обувь, перчатки Первая помощь при переломах, кровотечениях, отравлениях, обмораживании и ожогах. - При переломах пострадавшему необходимо обеспечить покой и неподвижность (иммобилизацию) сломанной кости. Иммобилизация достигается путем наложения стандартных или изготовленных из подручных материалов шин. В качестве подручных средств можно использовать палки, трости, лыжи, зонты, доски, фанеру, пучки веток и т.д. - Шины накладывают на наружную и внутреннюю поверхности сломанной конечности. Они должны обязательно обеспечивать неподвижность двух прилегающих к месту перелома суставов. При наложении шин на обнаженную поверхность их необходимо обложить ватой или любым мягким подручным материалом, а затем закрепить бинтом. При открытых переломах сначала с помощью жгута останавливают кровотечение, а затем на рану накладывают повязку. После этого пострадавшему вводят обезболивающее средство и обеспечивают иммобилизацию конечности. Если при первичном осмотре трудно отличить ушибы и вывихи от переломов костей, то помощь необходимо оказывать, как при переломах. Искусственное дыхание и массаж сердца.